Недвижимость Кормление Звезды Магазины Развлечения Карьера Туризм Беременность Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
02.05.16

Дом, который построил Свифт (1982) - информация о фильме - советские фильмы

Режиссер: Марк Захаров

Подняться к небу, вот работа! Подняться к небу, вот это труд! Эти слова рефреном повторяются несколько раз в течении фильма. Голос Захарова — как внутренний голос Свифта. А сам Свифт — Янковский — молчит. Он смотрит на нас полными страдания и слёз глазами сквозь воду аквариума, как сквозь реку времени, разделяющую нас. И молчит. А в это время звучат слова биографов и современников о нём и его произведениях. «… в которых автор хотел сказать, что…». Господи, ну откуда им знать, что хотел сказать автор! Автор с ними этим не делился!

«Не бывает лилипутов! Не бывает великанов! Люди бывают только среднего размера!» Как часто нас убеждали в этом и продолжают убеждать…

Первый горожанин (печально).

Заступник наш и добрый покровитель

Обиженных, убогих и несчастных...

Доктор. Как жаль... Когда случилось это?

Первый горожанин. Сегодня, как обычно, в пять часов...

Доктор (вздрогнул). Что значит "как обычно"?

Первый горожанин. Как обычно...

Доктор. Ты думаешь, болван, что говоришь?!

Горожанка.

Ах, сударь, вы издалека, наверное?

Не знаете характера декана.

Он - очень пунктуальный человек,

Во всем порядок любит, аккуратность,

И если переходит в мир иной,

То ровно в пять, хоть проверяй часы...

Доктор. Так жив он?

Первый горожанин. Кто?

Доктор. Декан!

В ролях: Олег Янковский, Александр Абдулов, Владимир Белоусов, Евгений Леонов, Марина Игнатова, Александра Захарова, Александр Сирин, Александр Збруев, Николай Караченцов, Татьяна Рудина  

О фильме: Английский писатель Джонатан Свифт известен каждому, кто в школьные годы зачитывался приключениями отважного путешественника Гулливера. В этом фильме-сказке мы видим удивительный и таинственный дом, который построил писатель, дом, в котором созданные им образы и персонажи оживают, а реальность причудливым образом переплетается с выдумкой. Мы увидим правдивые и выдуманные истории, поучаствуем в занимательных розыгрышах и мистификациях, а также вместе с хозяином дома постараемся постичь тайный смысл человеческого бытия, недоступный нам прежде, и возможно даже попробуем изменить свою жизнь… 

Доктор еще раз внимательно посмотрел на Патрика, по его бесстрастному лицу было невозможно определить, шутит он или нет.

– Где-то в глубине дома раздался звон колокольчика. В глубине коридора показались Свифт и Ванесса.

– Прикажете доложить? – тихо спросил Патрик.

– Нет. Я бы хотел сначала понаблюдать... – Доктор склонился к уху Патрика, что-то прошептал

Патрик понимающе кивнул, щелкнул по-военному каблуками:

– Браво, сэр! Такой человек здесь необходим!

Он подошел к большому книжному шкафу, распахнул дверь, приглашая в шкаф доктора.

Доктор секунду поразмышлял, затем нырнул в шкаф. Патрик поспешно закрыл дверь...

...Сквозь стеклянную дверь книжного шкафа доктору был виден стол, за который сел Свифт. Вокруг него суетился Патрик, пододвигая кресло, повязывая хозяину салфетку, наливая чай. Лицо декана было абсолютно безучастно.

Доктор прислушался к разговору Ванессы и Патрика.

Ванесса. Доктор еще не появлялся?

Патрик. Появлялся, мисс Ванесса... Я хотел доложить, но доктор не позволил. Он сказал, что вначале хочет здесь осмотреться...

Ванесса
(недовольно).Что это значит, Патрик? Вы обязаны выполнять мои распоряжения.

Патрик. Я объяснял это доктору, мисс. Но он сказал, что в присутствии доктора распоряжения медсестры теряют силу.

Ванесса. Вот даже как? Интересно... А как вы его вообще нашли, Патрик? Вам не показалось, что у нового доктора глуповатое лицо?

Патрик
(растерянно).Я бы этого не сказал.

Ванесса. Глуповатое и самодовольное. Во всяком случае, так говорят все, кто его видел. Вот и у декана такое же мнение. Не правда ли, ваше преподобие?

Свифт безучастен.

Совершенно с вами согласна... Впрочем, раз эта кандидатура одобрена Опекунским советом и губернатором, от нее многого ждать не приходится. Не правда ли, господин декан? Свифт безучастен.

Очень остроумно подметили, сэр. Очень...
(Улыбается).И в этом я с вами согласна!

Патрик
(нарочито громко).Осмелюсь заметить, господин декан, что лично на меня новый доктор произвел хорошее впечатление. Уверенный взгляд, волевое лицо... Надеюсь, и слух хороший...

Ванесса
(сухо).Мы учтем ваше мнение, Патрик. Ступайте!

Патрик. Слушаюсь!
(Сделал несколько шагов, но тут же споткнулся, словно боясь наступить на что-то невидимое).Кыш! Шмыгают тут, проклятые! Ну, ничего! Недолго вам осталось!
(Уходит).

Ванесса
(Свифту).Если не возражаете, сэр, я могла бы во время чая ознакомить вас с сегодняшней почтой.
(Взяла поднос с письмами и газетами).Здесь в основном отклики на очередную кончину. Все газеты признают, что поминание в этом году проходит особо бурно. По всей Ирландии манифестации. В Дублине отмечались уличные беспорядки. В связи с этим, выступая в парламенте, депутат Орнэрри заявил: «До каких пор декан Свифт будет издеваться над Британией?» Он даже выдвинул законопроект, запрещающий вам умирать.
(Улыбнулась).Законопроект провалился. Представитель оппозиции заявил, что Англия – демократическая страна, и если в ней нельзя свободно жить, то умирать каждый может, когда ему вздумается!
(Улыбнулась).Замечание в вашем духе, сэр, не правда ли? Письмо из Франции. Один из ваших поклонников передает отзыв Вольтера на ваше творчество: «Свифт – крупнейший сатирик нашего века, но сатира для него не просто жанр, а трагическая необходимость идейного неучастия в современности». Каково ваше мнение, сэр?

Свифт внимательно разглядывал чашку, в которой был налит чай. Вдруг его лицо исказила гримаса боли. Он резко сжал ладонями виски...

Итак, драма сосуществует с трагедией, трагедия задает ей тон, но драме она не тождественна, занимает свое особое пространство. И, вместе с тем, и драма и трагедия охвачены еще одним пространством - пространством мистерии.

Сквозная линия мистерии начинается в прологе - встречей Симпсона с "умершим" Свифтом. Действие, таким образом, разворачивается словно бы "в царстве мертвых". Идея "путешествия в страну мертвых" открыто формулируется в последней сцене. "Доктор! - обращается к Симпсону внезапно заговоривший Свифт, - я хочу написать продолжение "Приключений Гулливера"... Пятую часть этой книги. Самую важную! Последнюю.... "Путешествие в страну мертвых"... Это путешествие я совершу сам". "Путешествие" это наполняется нешуточным смыслом, хотя в начале пьесы "страна мертвых" кажется лишь фарсовой проделкой, чисто театральной гримасой.

"Путешествие в страну мертвых" - это и есть универсальная древнейшая форма мистерии, ее архетип. В страну мертвых спускаются в обряде инициации. Спускаются, чтобы почерпнуть глубинное знание или силы для возрождения. После этого путешествия герой возвращается уже иным.

Сокровенно, и быть может, неосознанно со стороны драматурга и режиссера, мотив мистерии-путешествия вводится с самого начала пьесы именем св. Патрика - покровителя Ирландии. "Умер Свифт... декан собора св. Патрика", - одна из первых реплик пьесы, начинающейся под звон колоколов этого собора и завершающейся тем же (в большой колокол неожиданно превращается и декорация в последней картине). Св. Патрик известен своим схождением еще при жизни в ад и чистилище. В средневековой Ирландии существовала легенда о пещере, найденной св. Патриком, которая вела в загробный мир: добровольно пройдя ее, грешник мог при жизни, претерпев муки чистилища, очиститься от греха. Легенда о св. Патрике послужила одним из источников "Божественной комедии" Данте, а драматургически получила блестящее воплощение в драме Кальдерона "Чистилище Святого Патрика". В свою очередь, христианская легенда основывалась, вероятно, на сказаниях ирландской языческой древности о кельтских друидах, учивших о переселении душ и практиковавших мистерии-путешествия. Так что при желании можно считать, что в данном случае вполне определенный миф прокладывает себе дорогу, используя вдохновение драматурга и режиссера, в совершенно иной языковой и культурной среде. По словам Мандельштама (по поводу кельтской же по истокам оссианической поэзии): "И не одно сокровище, быть может, // Минуя внуков, правнукам уйдет, // И снова скальд чужую песню сложит // И как свою ее произнесет".

Жанр: комедия, экранизация

В финале фильма Абдулов в костюме Гулливера бежит к морю, к кораблю. Раздеваясь на ходу он бросается в волны и плывёт к кораблю, на котором он уплывёт к новым землям, новым приключениям. Он больше не взрослый реалист, он ребёнок — романтик, поднимающийся по верёвочной лестнице вверх, к небу, на корабль — мечту. И плывёт на нём, то ли по морю, то ли по небу…
Два моих самых любимых фильма Захарова кончаются одинаково — лестницей в небо, по которой поднимаются Доктор — Абдулов и Мюнхгаузен — Янковский. Два прекрасных оптимистичных финала. Подняться к небу, вот работа! Подняться к небу, вот это труд!

Патрик. Но мне приказано доложить немедленно, как только появится доктор...

Доктор подошел к Патрику, что-то шепнул ему на ухо. Патрик по-военному щелкнул каблуками.

Браво, сэр! Такой человек был здесь необходим!

Поднял поднос с чаем, пошел навстречу Свифту и Ванессе.

Прошу вас, хозяин!.. Чай готов!..

Доктор прячется за книжным шкафом. Свифт садится за стол. Патрик повязывает ему салфетку. Лицо Свифта безучастно.

Ванесса (оглядываясь). Доктор еще не появлялся?

Патрик. Появлялся, мисс Ванесса. (Заметив недовольный взгляд Ванессы.) Я хотел доложить, но доктор не позволил. Он сказал, что вначале хочет здесь осмотреться...

Ванесса (недовольно). Что это значит, Патрик? Вы обязаны выполнять мои распоряжения.

Патрик. Я объяснял это доктору, мисс. Но он сказал, что в присутствии доктора распоряжения медсестры теряют силу...

Ванесса. Вот даже как?.. Интересно... А как вы его вообще нашли, Патрик? Вам не показалось, что у нового доктора глуповатое лицо?

Патрик (растерян). Я бы этого не сказал...

Ванесса. Глуповатое и самодовольное. Во всяком случае, так говорят все, кто его видели... Вот и у декана такое же мнение. Не правда ли, ваше преподобие?

Свифт безучастен.

Совершенно с вами согласна... Впрочем, раз эта кандидатура одобрена Опекунским советом и губернатором, от нее многого ждать не приходится... Не правда ли, господин декан?

Свифт безучастен.

Очень остроумно подметили, сэр...

1

(голосов:0)
Похожие статьи:

Молодожены, первая брачная ночь. - Дорогая, ты знаешь, я что-то не могу. Помоги мне руками.. Проходит 3 часа и никак. - Слушай, дорогой, у меня уже руки болят. - А какого ж хрена ты с больными руками замуж выходишь? &&

из: Анекдоты От Виктора Болотников  

Врач слушает легкие больного и приговаривает:

- Хорошо... Хорошо... Очень хорошо...

- А что же хорошего?

- Хорошо, что у меня такого нет!

Пациент звонит врачу, чтобы записаться на прием.
- Простите, - отвечает дежурная, - мы сможем принять вас не раньше, чем через две недели.
- Но я к тому времени могу и умереть.
- Никаких проблем. Если ваша жена известит нас об этом, мы отменим запись.



Изд-во: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2011. – 192 с.
ISBN: 978-5-17-075517-2, 978-5-271-37594-1, 978-5-4215-2582.
Методика Доктора Гаврилова, одного из основателей центра борьбы с избыточным весом Доктор Борменталь.
Содержание: Начинаю путь к стройности; Что влияет на пищевое поведение; Строю правильное пищевое поведение; Принципы рационального питания; Здоровый образ жизни;...


Комментарии к статье Дом который построил свифт:
loading...
Загрузка...


2015